Семинар « Соблюдение прав ребёнка»
Семинар « Соблюдение прав ребёнка».
Земля – наш общий дом, то давайте представим его трёхэтажным.
Первый этаж нашего Дома отдадим природе.
На втором этаже поселим детей.
А третий этаж отдадим взрослым.
Стоит этот прекрасный Дом в мире, и плывут над ним облака, летают птицы.
Человек совершенствуется. Дети пока только мечтают. Ни один этаж не может прожить без другого. Этажи ежечасно приносят друг другу радости и огорчения. Этажи как сообщающие сосуды: у них много общих проблем. Второй этаж не понимает третий, третий – второй. И оба верхних этажа вдруг перестают понимать первый этаж – природу. Идёт борьба этажей.
Третий этаж. Давайте постучимся в дверь. «Если бы вы знали, сколько хлопот доставляют дети». Третий этаж считает себя главным и требует, чтобы ему подчинялись остальные этажи. Он командуют первым этажом, командует вторым, потому как более сильные и опытные.
У третьего этажа не хватает ни терпенья, ни времени. Третий этаж нередко « удобных» детей путает с «хорошими». А «удобные» те, кто понял нехитрые законы третьего этажа и старается внешне не перечить им.
А на самом деле из них вырастут лицемеры. Как часто со второго этажа на третий долетают робкие просьбы:
--Почитай мне….Погуляй со мною… Расскажи сказку…
А в ответ с третьего этажа:
--Мне некогда. Делай сам. В другой раз…
И на втором этаже уже знают, что другого раза не будет. Так и не поняли ,не разобрались на третьем этаже.
У третьего этажа есть одно особенное дело: он должен прокладывать маленькому своему паровозику рельсы в будущее. Этот труд называется воспитанием ребёнка.
Благодаря Конвенции у паровозика появился защитник. Родителям предъявлены жёсткие требования: родители ответственны за воспитание и развитие ребёнка, за гуманное отношение к детям. Мощным щитом Конвенция прикрыла детей от произвола и жестокости.
А если родители – третий этаж – жестоко обращаются с ребёнком или не заботятся о нём, могут быть лишены родительских прав. И большое несчастье придёт в семью, когда её лишат родного второго этажа.
Что самое страшное на втором этаже. Одиночество. Когда вдруг ребёнок чувствует себя лишним, никому не нужным, а его старания не вызывают одобрения.
Вся сложность в том, что получив права , дети не могут ими воспользоваться с должным тактом. Не хватает зрелости. Конвенция о правах ребёнка защищает детей от взрослых. Но использовать права на благо детям могут только…взрослые.
Взрослые бывают разные, но и дети – тоже. И даже самые послушные жители второго этажа доставляют третьему много беспокойства, огорчений. Семья – это целый мир. И разобраться в этом мире очень сложно.
Например: один мальчик не давал тёте разрушить ласточкино гнездо на балконе. Для мальчика – жителя второго этажа – эта птица была, прежде всего, живым существом, которое пеклось о своих птенцах, а для женщины—жительницы третьего этажа ---источником грязи. Поэзия и грязь. Второй и третий этажи в одном и том же явлении видят совершенно разное.
Если бы взрослые приблизились к детям, их мир бы стал богаче.
Ещё пример: один мальчик мечтал поскорее вырасти и получить собственную комнату. Зачем ему понадобилась комната, ведь семья жила в просторной квартире. «Когда у меня будет своя комната, я заберу к себе бабушку, которую родители отправили в дом престарелых».
И снова — два этажа — два взгляда. Верхний безжалостно отправил ставшую обузой старенькую мать в чужой, холодный казённый дом. А на втором этаже об этой несчастной бабушке болит детское сердце. Идёт настоящая война этажей. Но самое странное в противостоянии этажей — детского и взрослого—то, что третий этаж любит второй. А второй не может жить без третьего. И оба этажа любят первый этаж — родную природу.
А что же первый этаж…
Здесь поют птицы, звенят водопады, светит солнце. Природа—начало всех начал. Жители Земли могут помочь природе, но они же – люди — могут её и погубить: извести лес, отравить реки. Все три этажа не могут жить друг без друга и вместе с тем находятся в постоянной войне друг с другом. Сохранить в ребёнке чувство близости к природе, сделать это чувство зрелым — такую задачу ставит Конвенция о правах ребёнка.
Но для того чтобы идеи стали жизненной практикой педагоги должны внести с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества.