Сайт Поповой Виталины
Бизнес цитата: Не бойтесь совершать ошибки, не бойтесь экспериментировать, не бойтесь много работать. Возможно, у вас ничего не получится, возможно, обстоятельства будут сильнее вас, но потом, если вы не станете пробовать, вам будет горько и обидно за то, что вы не попробовали. Евгений Касперский, глава ЗАО «Лаборатория Касперского
15 Марта

Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора

Тип проекта: практико – ориентированный

Сроки проекта: сентябрь 2013 – май 2014

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Цель:развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора.

Задачи:

*объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного творчества через организацию совместных мероприятий.

*систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса к фольклорным произведениям;

*подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;

*составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Художественное

творчество».

Актуальность:взрослые – хранители очага накопленного человечеством знаний и умений. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце 20 века в нашу жизнь начало вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Мероприятия по реализации проекта.

*      Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь ребенка дома»

*      Подбор произведений русского фольклора для использования в совместной образовательной деятельности: НОД, режимных моментах, прогулках и т.д.

*      Анализ комплексно-тематического планирования по программе Е.Вераксы «От рождения до школы», с целью выявления возможности интеграции произведений малого русского фольклора в НОД.

*      Родительское собрание: «Умные книжки – умным малышкам».

*      Диагностика речевого развития воспитанников.

*      Обогащение предметно-развивающей среды согласно ФГТ.

*      Оформление и пополнение книг в книжном уголке.

*      Встречи с родителями «Творческие гостиные» (игры с детьми).

*      Мастер - класс «игрушки из помпонов».

*      Пальчиковые игры по произведениям фольклора.

*      Акция «Подари ребенку книжку».

*      Оформление папки-раскладки для родителей «Развивая движения - развиваем речь».

*      Выступления родителей вместе с детьми на праздниках и развлечениях.

 

План работы с воспитанниками по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей».

 

 

Тема

месяц

Фольклорный материал

 

 

 

Потешки

Загадки,

речевые игры

Подвижные игры

Театр

Сентябрь

Части тела

Разучивание потешки «Водичка, водичка»

Цель: получать радость от чтения новой потешки

Игра «Дарики, дарики, летели комарики»

Цель: Закреплять название частей тела человека

«Здравствуйте ручки»

Цель: закрепить названия частей тела

 

Семья

Разучивание потешки «Это вся моя семья»

Цель: закреплять знания детей о членах семьи

 

П/и «Каравай»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Курочка ряба»

Овощи, фрукты

Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Цель: учить получать радость от чтения новой потешки

Загадки об овощах и фруктах

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Огуречик»

Цель: учить убегать по сигналу.

Настольный театр «Репка»

ноябрь

Осень

Повторение потешки «Водичка, водичка»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию

 

Игра «У медведя во бору»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Кукольный театр «Теремок»

Одежда

Разучивание потешки «Вот они сапожки»

Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию

Игра-имитация «Одевают детишки»

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Театр на рукавичках «Все спят»

Декабрь Домашние животные

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Цель: закрепить умение звукоподражания.

Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Идет коза»

Цель: учить убегать по сигналу.

Кукольный спектакль «На бабушкином дворе»

Новогодний праздник

Разучивание потешки «Пальчик - мальчик»

Новогодние загадки,

новогодние

поделки.

Хоровод-игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Январь

Зима

Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки,

купим сыну валенки»

Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

Загадки о зимних

явлениях

Игра «Как на тоненький ледок»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Спи младенец мой усни»

Зимняя одежда

Разучивание потешки «Наша Маша маленька..»

Цель: закрепление элементов зимней одежды

 

Музыкально-ритмическая игра «Вот как мы умеем»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Театр родители-детям «Заюшкина избушка»

Февраль Мебель

Разучивание потешки «Пампушки»

Цель: развивать речевое внимание.

 

Игра: «Птички в гнездышках».

Цель: Учить действовать по сигналу

Пальчиковый театр «Маша и медведь»

Дикие животные

Разучивание колыбельной «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель: мотивация детей к активному подговариванию фраз и предложений.

Загадки о диких животных

Цель: учить узнавать и называть животных по перечисленным особенностям

Игра «Гуси-гуси»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

Театр перчаток «Теремок»

Март

Мамочка моя

Разучивание потешки «Свинка Ненила»

Цель: воспитывать любовь к родным и близким, побуждать называть мена членов своей семьи.

 

Игра «Лиса и зайцы»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр « Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Транспорт

Разучивание потешки «Из-за леса из-за гор», «Сидит белка на тележке»

Цель: развитие мелкой моторики

Картинки-загадки о транспорте.

Цель: определять и находить картинку транспортного средства по названным признакам

Игра «Чики-чики-чикалочки»

Цель: доставить радость от знакомой игры

Театр игрушек «Спала кошка на крыше»

Л.Толстой.

Апрель Весна

Разучивание потешки «Рябина»

Цель: активизация и расширение словаря детей

Загадки о весенней природе.

Игра : «Через ручеек»

Цель: выполнение действий в соответствии с указанием взрослого.

Театр на магнитах « Девочка-ревушка»

А.Барто.

Обувь

Разучивание потешки «Сапожок»

Цель: закрепление в речи названия предметов одежды

Картинки-загадки о предметах одежды

Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Цель: развитие речевого внимания

Кукольный театр «Топотушки»

З. Александрова

Май

Посуда

Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка»

Цель: формирование навыков диалогической речи

Загадки о посуде.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра: «Вышла курочка гулять»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пальчиковый театр «Маша обедает»

Т.Капутекян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

 

Раздел программы

Виды деятельности

Игровая деятельность

1.Дидактические игры:

·         «Наши игрушки»

·         «Игры с водичкой»

·         «Кукла Маша одевается»

·         «Угощаем куклу кашей»

·         «Кто где?»

·         «Найди маму»

·         « Домашние животные»

·         «Большой – маленький»

·         «На бабушкином дворе»

2.Сюжетно – ролевые игры:

·         «Кисонька, где ты была?»

·         «Мама и дочка»

·         «Готовим обед для собачки»

·         «Котик хочет кушать»

·         «Постройка забора для лошадки»

·         «Полечим собачке лапу»

·         «Завяжем котику бантик»

·         «На паровозе покатаем зверей»

·         «Угощение для собачки»

3.Подвижные игры:

·         «Пес Барбос»

·         «Кот и мыши»

·         «Лошадки»

·         «Курочка хохлатка»

·         «Птички в гнездышках»

·         «Найди кота»

·         «Догони собачку»

·         «Зайка беленький сидит»

·         «Зайцы и лисичка»

·         Игра «Заинька походи»

Непосредственно – образовательная деятельность

Образовательная область «Коммуникация».

·         «Домашние животные»

·         « Кукла Маша»

·         «Кто в лесу живёт?»

Образовательная область «Познание»

·         «Курица с цыплятами»

·         «Как зовут лошадку?»

·         «Зимняя сказка»

·         «Дикие звери живут в лесу»

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

·         Комплексное занятие. Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка». Рисование пальчиком.

·         Игра – развлечение. Театр игрушек по потешке «Бу-бу, я рогатый».

·         Чтение потешки «Как по снегу, по метели, трое саночек летели».

·         Инсценировка сказки «Козлята и волк».

Образовательная область «Художественное творчество». Рисование.

·         «Петушок, петушок, золотой гребешок»

·         «Солнышко лучистое»

·         «Кто в лесу живет?»

Художественное творчество. Лепка.

·         «Шла собачка через мост»

·         «Оладушки для бабушки»

·         «Качи-качи-калачи»

·         «Приглашаем мишку, лисичку, зайку в гости»

Образовательная область «Познание» Конструктивная деятельность.

·         «Домик для собачки Жучки»

·         «Домик для животных»

·         «Горка»

·         «Башенка и лисичка»

Театрализованная деятельность

Настольный, пальчиковый, кукольный и другие виды театров.

Инсценировка русских народных сказок:

·         «Репка»

·         «Колобок»,

Театрализованное представление сказок:

·         «Колобок»

·         «Заюшкина избушка»

·         «Курочка ряба»

Показ театрализованных .кукольных представлений родителями для детей.

Художественная литература

Чтение потешек:

·         «Тили – бом»

·         «Пошел котик на торжок»

·         «Киска»

В.Берестова «Котенок»

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

·         «Лошадка»

·         «Кто как кричит?»

·         «Бычок»

·         «Мишка»

·         «Зайка»

Чтение р.н.сказки:

·         «Заюшкина избушка»

·         «Теремок»,

·         «Репка»

·         «Волк и козлята»

 

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют произведения русского фольклора в жизни ребенка?

7. Что для вас важнее интеллектуальное, художественное или физическое развитие малыш

В результате анкетирования выяснилось:

·         большинство современных родителей ориентированы на интеллектуальное развитие – 53% родителей ,художественно – эстетическое - 21%, физическое – 26% , и не считает нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества,

·         многие из них не знают содержания произведений данного цикла, использовали произведения народного творчества только в период раннего детства - 68% родителей, 19% - продолжают использовать в настоящее время, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.

 

Диагностика развития речи детей первой младшей группы

 

 

Критерии

 

 

 

 

·         Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

 

 

 

 

·         Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов («синя»- машина)

 

 

 

 

·         При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

 

 

 

 

·         Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»-паровозик). Повторяет за взрослым сочетание из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из двух слов («Мама, дай»)

 

 

 

 

·         Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время

 

 

 

 

·         Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол. Имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями.

 

 

 

 

·         Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Куда?», «Когда?»

 

 

 

 

·         Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»

Памятка родителям

Что можно посоветовать взрослым в обучении ребёнка речи на втором – третьем году жизни?

Не молчите. Не следует заменять слово жестом, возгласом, действием. Ребенок будет много понимать, но не включать слово в свою активную речевую деятельность. Слово становится для ребёнка невротизирующим,  лишним фактором.

Не останавливайтесь долго на чисто эмоциональном общении. Просто улыбка- это ещё не любовь. Ребёнок должен слышать ласковое слово, а не только видеть ласковый взгляд. Он (взгляд) сам по себе ничего не даст в развитии речи.

Не ограничивайте интерес к людям. Если ребёнка больше интересует игрушка, а не общение по поводу той же игрушки, стоит задуматься: а всё ли правильно делаем? В этом случае как раз не хватает эмоциональной составляющей. Внимание заменяется большим количеством игр, игрушек.

Не опускайтесь до детской речи. Ребенок для усвоения грамоты в дальнейшем должен слышать правильно оформленную речь.

Не говорите много и быстро в присутствии ребёнка. Ребёнок не сможет выделять из речи словесные конструкции, усваивать их.

Не нагружайте лишней информацией. Слово - такой же раздражитель для нервной системы, как и все остальные (звук, свет, боль).

Для двухлетнего ребенка слово начинает становиться символом, знаком для определения предмета или действия.

Результаты реализации проекта:

1.Контроль за нервно – психическим развитием , еще один показатель

эффективности работы воспитателей групп раннего возраста.

Быстрый темп развития детей раннего возраста, (по утверждению Ксении Печоры доцента кафедры поликлинической педиатрии) в дошкольном учреждении должен систематически контролироваться. Ею были предложены карты нервно – психического развития, определены возрастные периоды и показатели развития ребенка от1 -3года жизни, по которым я работаю. Для контроля выделяются следующие критерии: активная речь, сенсорное развитие, игры и действия с предметами, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, формирование навыков самостоятельности, двигательные навыки. Полученные данные позволяют мне вовремя обнаружить первоначальные отклонения в развитии и поведении ребенка, в том числе и речевом, распределить детей по подгруппам соответствующего уровня развития. Своевременно организованная работа дает положительные результаты, что подтверждают следующие данные: в 2012 году соответствовало показателям развития 64% детей, в 2013г- 86%,2014г -89% детей. В 2012 г детей опережающих развитие было 2%, в 2013г -17%, 2014г-19%.

 

Итог проекта: Презентация «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста».

 

 

 

 

1240
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться